Посадил самолет в поле, чтобы спасти десятки жизней

Посадил самолет в поле, чтобы спасти десятки жизней

Летчик-курсант не допустил авиакатастрофы, за что удостоился награды от министра обороны 
© aero-contact.com
Летчик-курсант не допустил авиакатастрофы, за что удостоился награды от министра обороны 
09 октября 2018, 12:50
Реклама

Два десятка лауреатов в погонах, девять номинаций, в том числе «Мужество и честь», «Морской волк», «Миротворец», — все это V Всеармейский фестиваль «Армия России-2018». Весь год победители работой и службой доказывали: быть просто профессионалом недостаточно, надо стать лучшим! И вот долгожданная награда — 19 сентября в Москве, в атриуме Национального центра управления обороной страны им вручены именные награды из рук высшего военного руководства и представителей Общественного совета при Минобороны России. 

Награды за по-настоящему геройский поступок удостоен и самый юный лауреат фестиваля «Армия России-2018» — летчик-курсант 4-го курса Краснодарского военного летного училища имени Серова Михаил Еманов.  

Во время учебного полета Михаил попал в смертельно опасную ситуацию — самолет столкнулся с птицей. Двигатель заглох. Машина пошла к земле. А там, внизу — густозаселенный жилой район… Именно сплав хладнокровия и знаний позволил Михаилу не просто спасти десятки жизней, но и благополучно посадить разбитый самолет. «Армейский стандарт» выяснил у будущего аса, каково это — попасть в смертельную передрягу и выйти из нее не просто живым, а еще и героем. 

— Михаил, расскажи, как все случилось?

— Это был обычный полет в первую летную смену. Около 9 утра я сел в свой учебный самолет Л-39 «Альбатрос». Настраивался на вылет. И вот — машина пошла! Делал все как учили: разгон, взлет, прибрал шасси, закрылки, набор скорости и высоты. И тут, на 170 метрах над землей при скорости 200 километров в час в меня врезается птица. Она пробила козырек фонаря, влетела в кабину. Осколки стекла засосало в воздухозаборник двигателя, и он мгновенно вышел из строя. Сложилась аварийная ситуация, как у нас говорят: я лишился возможности набора высоты и скорости. Все — я падал. А подо мной — густонаселенный район… 

— И какая была у вас первая реакция? Ведь в таких ситуациях часто и опытные пилоты могут растеряться, а вы — еще курсант…  

— Поначалу — шок! Оцепенение. Первое ощущение, которое приходит мне на память — страх. Страх за себя и за тех, кто находится подо мной. Но я быстро собрался, моментально принял решение — садится в поле. И страх отступил. Все! Дальше было проще. Как оценили командиры, действовал хладнокровно и уверенно. 

— Говорят, инструктор полета, который «вел» твой самолет, первое, что посоветовал тебе — катапультироваться. Это правда? 

— Так точно! Однако я только бросил взгляд вниз и понял — если я покину машину, самолет рухнет прямо на людей. И я сразу решил — катапультирование отставить! Буду пробовать садиться прямо на грунт. Так и сообщил инструктору полета. 

— Как часто в реальном полете может возникнуть такая нештатная ситуация? 

— Вообще орнитологическая обстановка в том районе всегда достаточно напряженная. Особенно в утренние часы. Однако ситуация, которая случилось конкретно у меня, — довольно редкая. Насколько я знаю, это второй случай за всю историю российской авиации.  

— А похожие ситуации вы отрабатываете в училище?  

— Да, конечно. Отработка таких аварийных ситуаций, особенно после столкновения с птицами — неотъемлемая часть обучения. Отрабатываются они не раз и не два, а периодически. Именно поэтому я быстро сориентировался и все в итоге сделал как надо.  

— Михаил, а что ты почувствовал, когда самолет после реального ЧП коснулся земли, когда ты осознал, что ты сел? Радость, опустошение, быть может — сильный стресс? 

— Если честно — я просто выдохнул и сказал себе: «я это сделал». Впрочем, осознание того, что все позади, никто не пострадал, все живы и здоровы, — пришло не сразу. Только потом, много позже. 

— С коллегами обсуждал произошедшее? Была ли «белая», чисто профессиональная зависть от друзей-пилотов? 

— Нет, что вы! Никакой зависти не было и быть не могло! Все, конечно, были рады, что я живой. Ведь мы — одна семья, каждый друг за друга горой! А обсуждал ли я тот случай с летчиками-друзьями? Конечно! И не раз. Все по «косточкам» разобрали, обсудили. 

— Говорят, после любого происшествия в небе, которое угрожает жизни, пилоту очень трудно вновь сесть за штурвал. Мол, пережитый стресс рождает ступор и страх летать. А как ты справился со своим стрессом? 

— Какого-то сильного ступора или тем более страха не было. Я в тот же день все проанализировал, расставил в голове все по «полочкам» и сделал выводы. Однако постэффект все-таки был. В первое время, когда садился в кабину, волновался немного больше обычного. Но я сразу говорил себе: такая работа, и все — сразу отпускало. Примерно через месяц никакого волнения уже не было. Наоборот, я стал крепче, сильнее. 

— Считаешь ли ты свой поступок героическим? 

— Да какой тут героизм? Я просто делал то, что должен. И вообще считаю, что каждый справился бы с этим. Никак не хуже, а скорее даже лучше меня. Впрочем, очень горжусь, что я награжден за что-то важное и значимое. Особенно приятно осознавать, что награду вручал сам министр обороны Сергей Шойгу! От этого гордость вдвойне. 

*** 

Впрочем, быть по-настоящему счастливым Михаилу Еманову в день награждения не дала трагедия, которая случилась накануне в сирийском небе. Там по роковой случайности 17 сентября были сбиты его коллеги — летчики и экипаж тихоходного Ил-20. Потому пятый фестиваль «Армия России-2018» прошел без фанфар и концерта. 

Однако, как заявил Сергей Шойгу, несмотря на трагедию, мы должны знать новых героев: 

— Да, наш праздник омрачен, но мы не можем не отметить, как это было всегда, лучших из лучших, тех, кто в течение года совершил не просто лучший поступок, а стал лучшим и в своем коллективе, и среди коллег по профессии, — объявил Сергей Кужугетович. 

Так страна узнала еще два десятка имен, которые будут навсегда вписаны в общее дело, цель которого — мир, покой и чистое небо. 

Реклама
Реклама