Слово «спецназ» сейчас, особенно в условиях СВО, весьма популярно и модно. Так в армии называют все, что чуть отличается от обычных подразделений. Так называемые подразделения специального назначения созданы едва ли не во всех силовых структурах, даже в МЧС. Зачастую основания для такого громкого имени весьма сомнительны.
А между тем было время, когда слово «спецназ» произносили негромко в закрытых штабных помещениях, а написание этого слова или сокращения «СН» на обычном листе бумаги требовало немедленной регистрации этого самого листка и присвоения ему грифа «Секретно». И это не преувеличение. Именно так и было, когда автор в 1977 году поступил в 9-ю роту Рязанского десантного.
Враг не дремлет
Так кого же тогда называли спецназом и почему он был таким секретным и даже совсекретным? Чтобы ответить, позволю вернуть читателя в послевоенные годы. Тогда, к концу 1940-х — началу 1950-х страны-обладательницы ядерного оружия активно создавали средства его доставки. Про союзнические отношения времен Второй мировой войны быстро забыли, США и их союзники по недавно созданному блоку НАТО готовились к ядерной войне с СССР.
В этой войне главная роль отводилась средствам доставки ядерного заряда к цели. Вначале это были бомбардировщики, но уже активно велись работы по созданию ракет-носителей. На начальном этапе — тактических.
Так, первой ракетой с жидкостным ракетным двигателем стала американская ракета MGM-5 «Капрал». Дальность на первых порах не превышала 130 км, а вероятность попадания была всего 50%. Но руководство СССР прекрасно понимало, что это только начало. Опасность нового оружия была в том, что базировалась ракета на колесной платформе и могла быть сравнительно быстро развернута в оперативном районе для производства пуска. Аэродромы, где базировались носители ядерного оружия, были известны, а вот места пусков новых ракет — нет.
Кого называли спецназом?
Требовалось срочно создать силы, способные обнаружить пусковые установки, и либо передать координаты на командный пункт, либо своими силами вывести ракеты из строя, пусть и ценой собственной жизни. И это не красивая фраза — именно так и ставилась задача спецназу, который начали создавать в соответствии с директивой Военного министра СССР от 24 октября 1950 года.
Она предписывала создать при общевойсковых и механизированных армиях, в воздушно-десантной армии, а также в военных округах, не имеющих в своем составе армий, 46 отдельных рот специального назначения.
Общее руководство формированием и подготовкой рот было возложено на 2-е Главное управление Генерального штаба. В его составе 26 октября 1950 года в отделе войсковой разведки было создано направление по руководству ротами специального назначения.
Командовали ротами спецназа недавние фронтовики, передававшие боевой опыт личному составу. А руководили спецназом легендарные разведчики и партизаны. Правда, в 1953 году большинство рот расформировали. Штатная структура отдельной роты не позволяла полноценно заниматься боевой подготовкой, поскольку нужно было нести внутреннюю и караульную службу, выполнять хозработы в интересах роты.
Развитие группировки
Именно тогда начальник управления оперативной разведки генерал-майор Шерстнев обратился к министру обороны маршалу Жукову с предложением создать из оставшихся в строю 12 рот три отдельных батальона специального назначения.
Но Жуков, прекрасно понимавший, какое значение имеет спецназ, принял решение сформировать не три, а пять таких батальонов, при этом сохранив и три отдельные роты.
Желая повысить качество подготовки офицеров частей специального назначения, маршал Жуков пытался создать в Тамбове второе воздушно-десантное училище. Однако после смерти Сталина в 1953 году и устранения Берии Хрущев с командой использовали эту инициативу Маршала Победы против него самого, обвинив его в создании сил для госпереворота и захвата власти.
Батальоны все же были созданы в Прикарпатском, Закавказском, Туркестанском военных округах, а также в Группе советских войск в Германии (ГСВГ, на территории Германской Демократической Республики) и Северной группе войск (СГВ, Польская народная республика). То есть в округах и группах войск первого стратегического эшелона с целью усиления разведки в оперативно-тактической глубине.
Подразделения специального назначения с самого начала отличались высоким уровнем боевой подготовки и дисциплины. Личный состав и офицеры в эти части отбирались особенно тщательно.
Важность задач, решаемых спецназом, требовала усиления его группировки, и поэтому в соответствии с директивой Генштаба ВС СССР от 21 августа 1961 года к 1 октября 1961 года было сформировано еще 8 отдельных рот специального назначения.
В связи с обострением международной обстановки (уничтожение американского самолета-разведчика U2 над Уралом 1 мая 1960 года, Карибский кризис 1962 года) в начале 1960-х и высокой вероятностью вторжения противника ветераны военной разведки направили в Центральный комитет КПСС письмо, в котором предлагали сформировать штатные структуры для создания впоследствии на их основе партизанских соединений, которые могли бы действовать на оккупированных врагом территориях.
Предложение было принято, и в соответствии с Постановлением ЦК КПСС №338 «О подготовке кадров и разработке спецтехники для организации и оснащения партизанских отрядов» Министерство обороны СССР провело учения, в ходе которых в каждом округе из военнослужащих запаса были сформированы бригады численностью 1700 человек. Эти «партизаны» целый месяц под руководством ветеранов войны осваивали секреты разведывательно-диверсионной деятельности в тылу противника.
Результаты учений были признаны положительными, и 19 июля 1962 года вышла Директива Генштаба № 140547, которая предписывала командующим войсками Ленинградского, Прибалтийского, Белорусского, Прикарпатского, Киевского, Одесского, Закавказского, Дальневосточного, Туркестанского и Московского военных округов сформировать отдельные бригады специального назначения.
В 1964 году отдельные батальоны спецназа ПрикВО, ЗакВО и ТуркВО вошли в состав бригад этих округов. А в 1966 году из офицерского и личного состава 26-го и 27-го батальонов спецназначения в составе ГСВГ была сформирована 3-я отдельная гвардейская бригада специального назначения, которая с момента формирования отличалась высоким уровнем боевой подготовки и выделялась на фоне других бригад.
Спецразведка
В начале 1960-х годов началось оформление специальной разведки, как вида оперативной разведки. Разведывательно-диверсионные отделы и агентурно-диверсионное направление 5-го управления Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба, осуществлявшие руководство соединениями и воинскими частями специального назначения, получили наименование отделов и направления специальной разведки.
С принятием в 1968 году Наставления по оперативной разведке специальная разведка была официально выделена в самостоятельный вид разведки, включающий органы управления и силы и средства: бригады, разведывательные пункты, роты специального назначения.
Тем самым в 1968 году завершилось организационное оформление Спецназа как составной части военной разведки. Спецразведка официально выделена в отдельный вид.
С самого начала спецназ создавался как средство решения разведывательных и специальных задач на территории противника в интересах командующих войсками военных округов, флотов и армий и входил в их комплект разведки. Но общее руководство боевым применением, координация подготовки, комплектование кадрами и оснащение специальным вооружением и техникой осуществлялись Главным разведывательным управлением непосредственно и через разведывательные управления (отделы) объединений Вооруженных сил. Потому и появилось название спецназ ГРУ.
«Крыша» в виде ГРУ Генштаба давала серьезное преимущество спецназу, позволяя ему активно развиваться. Части и соединения специального назначения были обеспечены таким спецвооружением и техникой, которых больше ни у кого не было.
Эффективная работа
Высокий уровень подготовки и оснащенности сразу проявились в ходе боевого применения спецназа в различных конфликтах. Спецназ работал четко и слаженно, выполняя задачи, которые были не под силу зарубежным коллегам.
Наверное, самой яркой страницей истории стал Афганистан. Операция по ликвидации режима Хафизуллы Амина в Кабуле стала хрестоматийной. Ее проводили совместно спецназ КГБ СССР и 154-й отдельный отряд специального назначения, созданный для действий в Афганистане из военнослужащих национальностей Средней Азии.
Подробности той выдающейся операции заслуживают отдельной статьи, и не одной. Достаточно сказать, что задача была выполнена с минимальными потерями. И чекисты, и спецназ ГРУ потеряли по пять человек, разоружив бригаду охраны численностью более 2000 человек и почти полностью уничтожив личную гвардию Амина.
Впоследствии в Демократическую республику Афганистан были введены последовательно 8 отдельных отрядов спецназа, которые были сведены в 15-ю и 22-ю бригады специального назначения, штабы которых в 1985 году также были размещены на территории Афганистана. Отряды действовали в отведенных им зонах ответственности. Их задачами были борьба с караванами моджахедов, которые доставляли оружие и боеприпасы повстанцам, а также разведка и разгром их базовых районов.
Успехи спецназа в Афганистане были признаны нашими заклятыми врагами из НАТО. В частности, офицеры 22-го полка сил спецопераций (SAS) Великобритании в личной беседе автору выражали свое восхищение действиями спецназа ГРУ в Афгане.
Впоследствии, с развалом СССР, начались множественные вооруженные конфликты на его территории. Спецназ под руководством ГРУ успешно работал в Таджикистане, на Северном Кавказе в ходе двух кампаний, в Грузии в августе 2008 года.
Слон в посудной лавке
Однако в марте 2010 года в результате реформ печально известного министра обороны РФ Анатолия Сердюкова спецназ был передан из-под крыла ГРУ Генштаба в ведение разведуправления главкомата Сухопутных войск. Это стало для спецназа большой проблемой, поскольку, например, специальная разведка — часть оперативной разведки, управление которой осталось в ГРУ (сегодня Главное управление Генштаба). А в разведуправлении Сухопутных войск специалистов специальной разведки нет.
Именно это, считаю, и создало проблемы применения частей специального назначения в ходе СВО. Не умея применить такой тонкий и эффективный инструмент, как спецназ, внезапно свалившийся на их плечи, руководители разведки Сухопутных войск, разведки округов и армий использовать спецназ не по предназначению. В том числе для работы на... танкоопасных направлениях, поскольку спецназ очень умело пользуется ПТУРами — противотанковыми управляемыми ракетами.
Посылали спецназ и на штурм позиций ВСУ. В лучшем случае применяли как обычную войсковую разведку. Немало проблем и с обеспечением спецназа после его переподчинения. Убежден: все это не могло не отразиться на результатах работы.
Пишу об этом с болью и надеждой на то, что здравый смысл восторжествует и части и соединения специального назначения будут возвращены под крыло Главного управления Генерального штаба РФ.