![ВПП для арктического форпоста ВПП для арктического форпоста](https://mcdn.tvzvezda.ru/storage/armystandart_images/2019/04/17/66da09dce72f4a37b9ee5bd1df06579d.jpg)
Когда речь заходит о защите национальных интересов России в Арктике, то чаще говорят о строительстве ледоколов и развитии систем ПВО. Между тем и в оборонной составляющей, и в транспортно-логистической огромное значение имеет авиация. Для нее нужна своя инфраструктура, в первую очередь аэродромы, эти форпосты на бескрайних просторах Арктики.
Освоение Арктики - задача стратегическая. Актуальности ей добавляет иностранное военное присутствие в северных широтах. Оно расширяется. Активизируется учебно-боевая и разведывательная деятельность государств НАТО. В частности, Норвегия - страна НАТО - модернизирует аэродромы «Бардуфосс», «Эвенес», «Банак», «Эрланн» и «Рюгге». Обновляется парк базовой патрульной и тактической авиации НАТО в регионе.
В этих условиях, как сообщил начальник морской авиации ВМФ генерал-майор Игорь Кожин, не только увеличена наша группировка имеющихся сил и средств в Арктической зоне, но и развивается наземная инфраструктура.
Короткая справка: до распада Советского Союза арктическая аэродромная сеть включала 94 аэродрома, в том числе 45 с капитальным покрытием. Однако два с лишним десятилетия на значительной части из них авиация не базировалась. И перерыв в эксплуатации сказался: порядка 70 процентов аэродромов требуют капитального ремонта. Иначе эксплуатировать их будет нельзя из-за невозможности обеспечить должный уровень безопасности полетов.
![](https://mcdn.tvzvezda.ru/storage/armystandart_images/2019/04/17/67f655eb38cd4b81887402038ab36f57.jpg)
Понятно, что не все аэродромы в равной степени востребованы. На недавнем Арктическом форуме в Санкт-Петербурге отмечалось, что работы по реконструкции и строительству ведутся на десяти аэродромах Крайнего Севера. В их числе «Североморск-1» и «Североморск-3», «Рогачево», «Тикси», «Темп», «Алыкель». Реконструируется и самый северный аэродром на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа).
Другое дело, что в условиях Арктики строительные работы осложняются неблагоприятным климатом. Проблема и в том, что до 2014 года нередко использовали зарубежные материалы. Но затем из-за санкций пришлось подумать об импортозамещении.
Кстати, некоторые заграничные материалы были не ах. Во-первых, стоили очень дорого. Во-вторых, были мало приспособлены к климату северных широт: не обеспечивали нужное сцепление на взлетно-посадочной полосе и были не очень морозостойкие.
![](https://mcdn.tvzvezda.ru/storage/armystandart_images/2019/04/17/0d39661b81a54065aa6ebf73f9dbb75a.jpg)
При этом Минобороны России поставило амбициозную задачу - сделать большинство аэродромов за Полярным кругом всесезонными и способными принимать самолеты всех типов. То есть имеющими взлетно-посадочную полосу (ВПП) размером не менее 2,5 километра в длину и 60 метров в ширину.
Поэтому переход на ранее зарекомендовавшую себя отечественную продукцию должен сопровождаться применением новинок с улучшенными качественными характеристиками. Речь о полном спектре: строительные материалы для покрытий, герметики, пропиточные защитные составы, антигололедные реагенты, разметочные краски. То есть все то, что в конечном счете влияет на устойчивую эксплуатацию и безопасность полетов.
Задача постепенно решается. Так, еще пять лет назад специалисты обратили внимание на так называемый двухкомпонентный ремонтный состав холодного отверждения. После многолетних испытаний была разработана технология его использования (ХРМ-2). Вот уже третий год на одном из аэродромов Северного флота проводится эксперимент по ее использованию.
![](https://mcdn.tvzvezda.ru/storage/armystandart_images/2019/04/17/83006da4a5ff4f1badb6e325e83b96a4.jpg)
Новое покрытие позволяет за короткий срок восстановить несущую способность ВПП и продлить ее эксплуатационный ресурс. Материал набирает требуемую прочность через час при любой толщине укладываемого ремонтного слоя - не нужно прекращать полеты на длительный срок. Кроме того, он используется чуть ли не круглый год; его можно укладывать от минус 37 градусов и выше.
Это тот самый фактор сезонности: ранее низкая температура воздуха позволяла вести ремонтные работы на арктических аэродромах только 2,5–4,5 месяца.
Расчеты показывают, что новая технология при строгом соблюдении норм использования позволяет в 3–4 раза сократить капиталовложения, а сами работы провести в 12 раз быстрее по сравнению с привычным порядком реконструкции. На комплексный текущий ремонт поверхности аэродрома целиком (а это 250 тыс. квадратных метров) уходит четыре месяца!
![](https://mcdn.tvzvezda.ru/storage/armystandart_images/2019/04/17/07c321f2498f475984ad7ec77db7deae.jpeg)
Кстати, об экономии. До появления новой технологии ремонт плит ПАГ (плиты аэродромные гладкие. - «АС») на сборных ВПП аэродромов вообще не производился. Их заменяли на новые, тратя на закупку миллионы рублей. Теперь предложенный двухкомпонентный материал позволяет продлить срок службы ПАГ - быстро (их не нужно везти с материка) и куда дешевле.
Сегодня маршруты полетов военной авиации в Арктику отработаны. На аэродромах действуют комендатуры. Поэтому основное направление развития арктической аэродромной сети - обеспечение круглогодичного выполнения поставленных задач независимо от погодных условий.