Двести брянцев: подвиг русских мушкетеров

Двести брянцев: подвиг русских мушкетеров

Героическое деяние русских «трехсот спартанцев» оказалось незаслуженно подзабыто
Ялта 1838 г. (картина И. К. Айвазовского).
© wikipedia.org
Героическое деяние русских «трехсот спартанцев» оказалось незаслуженно подзабыто
' + '' + ' ' + ''+ ' Ялта 1838 г. (картина И. К. Айвазовского).
25 июня 2024, 10:05
Реклама

Словосочетание «брянские мушкетеры» на первый взгляд кажется фантастическим. В самом деле, где Брянск и где мушкетеры? А если еще добавить, что брянские мушкетеры фактически повторили подвиг спартанцев, то в голове возникает полная историко-географическая каша.

Между тем брянские мушкетеры действительно были. И то, что они совершили, сродни героическому деянию трехсот спартанских смельчаков, удерживавших многочисленную армию персов у ущелья Фермопилы. Но подвиг наших соотечественников подзабыт. Надо восстанавливать справедливость.

Рыцари штыка и фузеи

Сначала поговорим о том, кто такие брянские мушкетеры. Тут все просто. Первые мушкетерские полки возникли в России еще в 1630-е годы. Это были новые формирования, вооруженные и оснащенные по европейскому образцу. При Петре I мушкетерские полки упразднили, восстановили при Елизавете Петровне. Они были вооружены ружьями — фузеями со штыком и шпагами.

В 1762-м, при Екатерине II, мушкетерские полки переименовали в пехотные, но при этом роты сохранили название мушкетерских. Брянский ландмилицкий полк в 1769 году стал пехотным полком. По штату в полевом пехотном полку всего служили 1987 человек, из них 1360 мушкетеров. В 1774 году Брянский полк входил во 2-ю армию генерала-аншефа князя Василия Михайловича Долгорукого и вместе с ней размещался в Крыму.

Подходила к концу Русско-турецкая война — едва ли не главная среди многочисленных войн между Российской и Османской империями. Много тогда было славных баталий — битвы при Ларге, Кагуле, Козлудже, Чесменское и Патрасское сражения на море. А в 1771 году русская армия в ходе умелого наступления заняла Крым.

Война оказалась чрезвычайно успешной для России. 10 (21) июля 1774 года в деревне Кючук-Кайнарджии был подписан мир. Мы получили ряд территорий, в том числе Керчь и Еникале в Крыму (полностью Крым будет присоединен в 1783 году). Но уже после подписания мира (о нем еще не было широко известно) турецкий флот высадил 30-тысячный десант на полуострове.

Десант после битвы

Наши войска в Крыму были размещены по так называемой австрийской кордонной системе. В каждом мало-мальски значимом населенном пункте стоял небольшой отряд. Военный архивист полковник Поликарпов писал в 1910 году, что линия эта была слаба, промежуточных постов не было и «следовательно, предприимчивый и сильный противник мог в любом месте прорвать такую кордонную линию. Это и случилось в действительности: турки высадились у деревни Алушты 17 июля 1774 года (по ст. стилю. — Авт.), а наши войска могли сосредоточиться для отпора только к утру 24 июля».

В Алуште десант встретили всего лишь 150 егерей Московского легиона. После шестичасового боя со значительно превосходящими силами противника они были вынуждены оставить Алушту и отступить в глубь полуострова.

Окрыленный первым успехом, командующий турецким флотом Гаджи Али Бей решился штурмовать Ялту.

Последний рубеж на холме

Это сейчас Ялта великолепный курортный город с роскошным променадом. А в XVIII веке это было маленькое рыбацкое поселение с несколькими десятками хижин, разместившихся в основном вокруг Поликурова холма — возвышенности, плавно спускающейся к морю и образующей мыс. Тут, на Поликуровом холме, и встретили несметные полчища врага брянские мушкетеры.

Их было две роты пехотинцев, два артиллерийских расчета с пушками и команда из 11 донских казаков из конных разъездов. Всего 222 человека под командованием премьер-майора Самуила (или Самойло) Салтанова.

Судьба этого человека во многом типична — служил честно, а значит, и героически. Известно, что 15 сентября 1770 года, будучи секунд-майором Брянского мушкетерского полка, он участвовал в штурме крепости Бендеры, а 1 ноября 1770 года был награжден орденом св. Георгия 4-го класса за отменные храбрость и мужество. В описании его подвига говорится, что он, «будучи первоступившим при штурме на главную крепость, предводительствовал подчиненными своими к отниманию у неприятеля держанных еще ими бастионов и улиц».

Мемориальная табличка брянским мушкетерам в Ялте.
© Соцсети
Мемориальная табличка брянским мушкетерам в Ялте.

А в другом источнике упоминается, что он, ворвавшись в город, захватил вражескую батарею.

Потом Салтанов стал командующим постом в Ялте. Тихая, почти безмятежная служба. Но и здесь нашлось место подвигу. При появлении вражеского десанта быстро окопались на холме. Отбили выстрелами и штыками первый натиск, второй... Но турки особо не спешили, потому что подходили все новые шлюпки и высаживались все новые воины. Со стороны русских бойцов это выглядело особо угрожающе — пустынное побережье, где до сей поры лишь шумели волны да кричали чайки, вдруг заговорило сотнями громких агрессивных голосов; по берегу заметались вооруженные люди, и их с каждой минутой становилось все больше, так что очень скоро подножие Поликурова холма напоминало взбудораженный муравейник.

Идем на прорыв

Окружены мушкетеры были настолько плотно, что нельзя было даже послать известие о критическом положении. В общей сложности восемь вестовых было снаряжено и отправлено, но все они были убиты турками.

Следовали новые приступы, и снова мушкетеры, ощетинившись штыками, их отбивали. Но с каждым разом становилось все меньше боеприпасов, все меньше людей, а враг становился все ожесточеннее. Выход был один — идти на прорыв. И построив людей в каре, премьер-майор Салтанов повел людей в решительную атаку.

…Точных свидетельств того, как мушкетеры прорывались не осталось. Видимо, единственным вариантом было держать строй, отбиваясь от напирающих со всех сторон врагов. Турки были неорганизованны, действовали хаотично, но их было слишком много, и каре, которое смыкалось после каждого павшего, постепенно уменьшалось и уменьшалось. Сам Салтанов был заколот, едва отряд вышел из деревни, погибли и другие офицеры и рядовые. До основной группировки русской армии добралось только 17 человек, и то с ранениями разной степени тяжести.

А еще рядом с Поликуровым холмом была маленькая церковь, где укрылось местное население. Рассказывали, что после отхода мушкетеров турки подожгли церковь, и люди задохнулись... Литератор Павел Сумароков, племянник поэта Александра Сумарокова, писал в 1800 году в книге «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии»: «При утесе во внутренностях крепостных ограждений стоят еще стены церкви святого Иоанна, в которой совершилось варварское убиение россов. Кудреватая яблоня заслоняет вход во храм, а произросший посреди оного шиповный куст пребывает приличным символом пролитой тут крови».

Явление Кутузова

Но в памяти понемногу стерлись эти события, как едва не ушла в безвестность и отважная оборона брянских мушкетеров. Полк в 1810 году был переименован в 39-й егерский (стрелковый), а в 1834-м присоединен к Кабардинскому пехотному полку.

В истории этого полка, изданной в 1881 году, о брянских мушкетерах нет ни слова.

Справедливость понемногу начала восстанавливаться в начале XX века, когда документы об этом подвиге были опубликованы. Но только в 2016 году в Ялте появилась мемориальная доска, до сих пор деяние мушкетеров остается в тени других битв той войны.

А турецкий десант был свернут 24 июля (4 августа), когда известие о подписании мира широко распространилось. Но перед этим состоялось дело при деревне Шумы (ныне Верхняя Кутузовка). Это была жаркая битва. Противник успел выстроить надежные укрепления, и не было другого выхода, кроме как атаковать их в открытом бою.

Положение осложнялось тем, что укрепления были на возвышенности. Русские каре, медленно, под огнем, продвигались вперед, но все же смогли выбить врага. Однако крутизна подъема во время атаки настолько утомила воинов, что преследование врага и штурм главных укреплений у Алушты было решено отложить. В конце концов штурм и не произошел. Узнав о мирном договоре, командир турецкого десанта предпочел убраться восвояси. Но в этой истории интересен больше другой факт.

Фонтан на месте ранения Кутузова.
© wikipedia.org
Фонтан на месте ранения Кутузова.

Во время атаки у деревни Шумы пулею навылет в голову меж глаз был ранен командир гренадерского батальона подполковник Кутузов. Пуля пробила левый висок и вышла у правого глаза. Он был поврежден, но продолжал видеть, хоть и плохо, так что легенда о том, что Михаил Илларионович Кутузов был «крив» на один глаз, не совсем верна.

Реклама
Реклама