«Абрамс»: портрет без прикрас

«Абрамс»: портрет без прикрас

О чем умалчивают рекламные буклеты о «супертанке» армии США
© Кадр из видео
О чем умалчивают рекламные буклеты о «супертанке» армии США
Реклама

Один из экспонатов майской выставки трофеев в Москве — американский танк М1А1 Abrams («Абрамс»). Что же это за бронемашина? Чем известна? Насколько уязвима? На эти и другие вопросы отвечает статья военного эксперта, бывшего офицера армии США Станислава Крапивника.

Об авторе

Станислав Крапивник родился в 1971 году в Луганске. В возрасте 7 лет с родителями переехал в США. Закончил там школу и поступил в высшее учебное заведение, где после года учебы поступил в параллельный военный факультет и стал курсантом.  В 1993-м, будучи курсантом, зачислен в резерв рядовым. В 1995-м стал офицером и начал постоянную службу. Служил офицером-танкистом и офицером-пехотинцем, в том числе на военных базах в Германии, Македонии и Боснии. Служил штабс-капитаном в 18-м корпусе воздушно-десантных войск США. Уволился в 2004 году, отказавшись от звания майор из-за несогласия с курсом США в подготовке к войне с Россией. В 2010 году переехал в Россию.

С сентября 1995-го по январь 1996-го прошел курс младших офицеров-танкистов в Форт-Нокс (шт. Кентукки, США). С февраля по ноября 1996-го командовал танковым взводом (М1А1 Abrams) американской армии. С июля 1998-го по август 1999-го — вновь командовал танковым взводом (танки той же марки). За это время лично хорошо изучил американский основной танк изнутри.

История

Американский основной танк назван в честь генерала Крейтена Уильимса Абрамса. Генерал Абрамс служил в 1936–1974 годах, отличился в годы Второй мировой.

Западная теория танкостроения всегда двигалась по принципу: чем больше танк, тем лучше. Это началось с гитлеровской мании конструировать большое и тяжелое оружие. Отсюда такие железные монстры, как «Королевский Тигр» (King Tiger), «Слон» (Elephant), «Носорог» (Rhinocerous). Этой установке были верны и следующие поколения западных конструкторов. Так появились «Абрамс» у американцев, «Челленджер» у англичан, «Ле Клерк» у французов, «Леопард» у немцев.

В 1979 году мир познакомился с новым американским танком «Абрамс» М1. Он призван был заменить основной танк американской армии М60. Начиная с 1980-го «Абрамсы» начали появляться в армии США, заменяя устаревшие М60 «Паттон», которые отслужили длительный срок. Проект был разработан компанией Chrysler Defense, а контракт на серийное производство выиграла General Dynamics.

Танк «Абрамс» был американским ответом советскому Т-72. Но с самого начала выпуска этого танка уже было понятно, что 105-мм пушка и стальная броня — не адекватны для боя с Т-72, и новая, более боеспособная версия стала потребностью.

Различия танков «Абрамс» разных модификаций.
© wikipedia.org
Различия танков «Абрамс» разных модификаций.

Эволюция «Абрамса» шла стадиями, начиная с самого первого — М1, потом — М1А1, М1А2, М1А2 Сеп 3.

Уже в 1986-м появился М1А1 и служил как основной танк армии США, а позже и корпуса морской пехоты — до второй половины 1990-х, когда его заменили танки модификации М1А2. Производство этой модели шло до 1992-го.

Два главных отличия моделей М1 и М1А1 в пушке и составе брони. Британскую 105-мм пушку для М1 заменили 120-мм пушкой от Rheinmetall.

Второе главное отличие — броня. В новой версии стальную броню заменили на английскую, композитную марки «Чобхэм», технологию которой американцы позаимствовали у англичан. Это многослойная броня, содержащая керамические пластины и несколько слоев стали по схеме: сталь — керамика — сталь — обедненный уран. Керамика включает в себя карбид бора, карбид кремния, оксид алюминия, нитрит алюминия, бориды титана, композиции синтетических алмазов. Технология «Чобхэм» ознаменовала революцию в бронировании танков.

Версия «Абрамс» М1А2 появилась в 1992-м. Было внедрено много внутренних улучшений, начиная с полной компьютеризации всех систем, новой системы навигации и улучшенных тепловизионных прицелов. Танк получил дополнительные аккумуляторы для работы без включения двигателя.

Позже вышла версия М1А2 SEP (пакет расширения системы) 3. Танк получил новый, более мощный компьютер, систему управления огнем, систему цифровой связи и кондиционер для электроники. Бортовой компьютер танка теперь мог работать в Wi-Fi-сети. Ряд аккумуляторов заменили дизельным генератором.

Четыре танкиста и «Абрамс»

За последние тридцать лет создавались разные дополнительные модели танка «Абрамс», но ни одна модификация не пошла в крупносерийное производство.

Экипаж танка состоит их четырех человек, включая заряжающего. Это, как правило, самый маленький член экипажа, так как места ему отведено мало, и подвижный блок пушки перемещается мимо него. Заряжающий производит все работы сидя, открывая створки механизма педалью, которую он нажимает правым коленом.

Полный цикл действий заряжающего таков:

1) опустить рычаг и отцепить блок от пушки;

2) надавить педаль и  открыть так называемые баллистические  створки;

3) выбрать снаряд и  выпустить из цилиндра;

4) перевернуть снаряд на колене и зарядить пушку;

5) поднять рычаг и вернуть  блок в нужное положение.

В башне находятся две изолированные камеры для боеприпасов. Главная камера расположена сзади башни, там содержится 36 снарядов. У этой камеры две пары баллистических створок: одна пара внутри башни и вторая, тонкая, пара — сверху, на крыше. В случае прямого попадания в камеру и детонации боеприпасов, пока внутренние дверцы закрыты, верхние тонкие дверцы слетают, и взрывная волна поднимается вверх. Температура внутри башни в этом случае поднимается незначительно.

Внутренние баллистические створки — гидравлические и при любом препятствии автоматически остановятся, кроме последних десяти сантиметров. Так, один из моих штабных сержантов потерял два пальца, когда был начинающим заряжающим и зазевался при перезарядке.

Дополнительные шесть снарядов хранятся в переднем корпусе, слева от водителя. Это зона повышенной опасности, так как прямое попадание в эту камеру разорвет башню.

При пожаре внутри башни датчики автоматически активируют систему пожаротушения «Хайлан». Выпускается тяжелый газ, который выдавливает кислород из воздуха внутри кабины и тушит огонь. Конечно, дышать этим газам длительное время смертельно опасно по той же причине.

У танка 120-мм пушка, которая производит выстрел с помощью баллистического бортового компьютера или полностью вручную, с использованием ручного электрогенератора. Два-три раза нужно повернуть ручку, чтобы произвести достаточно тока для зажигания пороха в гильзе снаряда.

Сложность ручного выстрела в том, что танк должен остановиться и наводчик вручную должен сделать баллистическую поправку, чтобы компенсировать ветер и другие факторы, которые компьютер считает с помощью датчиков. Компьютеризованный выстрел дополнительно стабилизируется с помощью гироскопа, так что танк может стрелять на ходу.

Прицел.
© wikipedia.org
Прицел.

Прицелы, по официальной информации, видят на дальность только до 3600 метров, но в реальности на идеально ровном пространстве, например в пустыне, могут видеть и обеспечить попадание в цель на дальности до 5000 метров. У меня были два сержанта, которые так убивали иракские танки в первой «гольф-войне» — в операции «Буря в пустыне».

Кроме того, у танка два пулемета калибра 7,62 мм. Один спарен с пушкой, второй расположен сверху, для заряжающего (предназначен для противовоздушной обороны). Есть также пулемет командира калибра 12,6 мм.

Двигатель у танков «Абрамс» всех модификаций один и тот же — авиационный газотурбинный АГТ1500С фирмы Honeywell. Танк может разгоняться на дороге до 66 км/ч. На деле он может двигаться и быстрее, но гусеницы и система «дорожных рук» (подпоры для колес) не выдерживают «стресса» и нагрузок.

Заправка танка — 500 галлонов (примерно 2000 литров) топлива, которое находится в четырех баках: два спереди и два сзади. Баки находятся по бокам танка. Передние баки служат в роли запасных. «На бумаге» танк может пройти до 420 километров на одной заправке, но это только при идеальных условиях — по ровной дороге и на постоянной скорости.

Американцы рекламируют свой танк слоганом «Кадиллак» в танковом мире». Но, конечно, редко все так хорошо, как в рекламе, и у машины оказалось много проблем. Пройдемся по разным системам и обсудим их сильные и слабые черты.

Двигатель

Начнем с того самого, сверхмощного двигателя. Да, он очень мощный и может резко разогнать танк до 60 километров в час. Учитывая вес машины — под 70 тонн, это действительно много. Так же, как в случае с российским танком Т-80, двигатель «Абрамса» очень эффективен при эксплуатации в холодном климате, где дизельное топливо густеет на морозе. Газотурбинные двигатели надежно работают при таких суровых условиях. А вот в более южных климатических зонах все не так «шоколадно».

Газотурбинный двигатель очень жадно потребляет топливо. Только на запуск турбины требуется 24 литра. После этого, конечно, потребление снижается, но все равно остается в разы более высоким по сравнению с дизельными двигателями.

В среднем на ровной дороге «Абрамс» сжигает литр авиационного керосина на каждые 250 метров. При работающем двигателе, даже если танк стоит на месте, расход топлива существенно не уменьшается.

При нормальных боевых маневрах танк нужно заправлять авиакеросином два-три раза в день. Одна заправка — 2000 литров. Так что на один танк в день требуется 4–6 тонн топлива. Берем 14 танков в одной роте и получаем 56–84 тонны в сутки на одну роту. На батальон из трех рот масса потребного авиатоплива — 180–252 тонны ежедневно. И это только для танков батальона, не считая всю остальную технику, которая нуждается в дизеле.

Теоретически при замене фильтров танк может работать и на солярке, но в мои годы работы с «Абрамсами» я такой замены не встречал. Так что можно только гипотетически рассуждать, сколько солярки потребуется с учетом того, что она выдает меньшую мощность, чем авиационный керосин.

«Жадность» танка к топливу создает много проблем в сфере логистики. Исключая случаи захвата вражеских аэродромов, трофейное топливо не подойдет, так как в основном это будет солярка. Получается, что за танковым батальоном должен двигаться длинный обоз снабжения, который становится прекрасной мишенью для вражеской авиации, дронов, артиллерии и диверсантов.

Проблемы возникают в эксплуатационной поддержке танка. Установленный стандарт, по которому работают «Абрамсы» таков: на каждый час эксплуатации — от трех до четырех часов технического обслуживания и ремонта. Но реальность немного лучше — от двух до трех часов. На практике это означает, что танк больше стоит на техническом обслуживании, чем эксплуатируется.

Внутри танка М1 «Абрамс».
© US Army
Внутри танка М1 «Абрамс».

Обслуживание двигателя требует квалифицированных механиков. Автомеханик, который работал с дизельными двигателями одного вида, сможет в какой-то степени работать на любом дизельном двигателе внутреннего сгорания. Газотурбинные же двигатели построены по совершенно другим принципам и требуют совершенно иной подготовки и квалификации.

Поэтому нужно набирать две команды механиков: первая — для танков и вторая — для всей остальной техники. Любые ремонтные работы, которые включают разборку двигателя (что в армии США называется «ремонт 3-го уровня»), требуют специализированного цеха, который находится только при штабе батальона. В полевых условиях газотурбинный двигатель не разбирается.

Еще один момент: двигатель работает при температурном режиме 540 градусов Цельсия. Из-за этого, когда двигатель ломается, часто нужно ждать от двух до четырех часов до полного остывания, чтобы можно было приступить к ремонтным работам.

Проходимость

Газотурбинная система создает большие проблемы для танка во влажном климате. Если определенный объем влаги попадет в двигатель через фильтры на корпусе танка, турбина может полностью выйти из строя. Фильтры для забора воздуха находятся сверху корпуса. Это создает строгое ограничение для глубины, на которую танк может погружаться при форсировании водной преграды.

Если же поднять специальные щиты, будет ограничено движение башни. Эксперименты с щитами, конечно, проводились, но лично я никогда не видел их в самих частях. Дополнительной проблемой с такими щитами было отсутствие места хранения на танке.

Большой вес танка и узкие гусеницы провоцируют дополнительные трудности — танк вязнет в глинистом или песчаном дне речек и водоемов.

Вес танка — примерно 70 тонн. Неспособность плавать или пересекать водную преграду глубже 120 сантиметров создает серьезные ограничения в маневренности в наступательных боях. Для форсирования водных преград требуются сверхтяжелые инженерные понтоны. Это порядка двух мостов на каждый батальон.

Система вентиляции доставляет достаточно кислорода экипажу, но проблемы начинаются при стрельбе пушки. Даже с полностью функциональным газоотводом на стволе достаточно много ядовитых газов попадает обратно в башню. Аммиачный газ раздражает глаза, нос и горло. Если его слишком много — начинает болеть голова и подступает тошнота. При многочисленных выстрелах экипажу нужно вручную очистить вытяжку, иначе без противогазовых масок невозможно стрелять.

Проблемные узлы

Шланги и прокладки. И те, и другие очень часто протекают, из-за этого гидравлическая система работает ненадежно. Эти элементы требуют постоянной проверки и технической поддержки. Так как большинство ключевых узлов танка работают на гидравлике, их поддержка и ремонт — жизненно важны.

Гусеницы. Система привода в движение гусениц охлаждается специальной системой трубопроводов, которые находятся посреди каждой секции гусениц. Для сбережения этих трубок гусеница не может напрямую соприкасаться с дорожным покрытием или грунтом. Для этого в каждую секцию гусеницы вмонтирована резиновая прокладка.

Конечно, эти прокладки изнашиваются при движении танка. В этом случае, когда трубки сдавливаются, воздух сквозь них проходить не может и гусеница нагревается. Нагрев деформирует болты, которые потом вылетают, и секции гусеницы расходятся.

Трансмиссия, колесная система. Специальные ручки, которые удерживают нижние катки на месте, ломаются при работе в тяжелых условиях, когда танк двигается по неровной поверхности.

Есть еще одна проблема со звездочкой (трансмиссией). При движении по неровной поверхности, если танк находится под наклоном более 20 градусов, звездочка может сорваться с цилиндра и улететь. Такое однажды случилось с моей машиной.

Мой водитель пытался объехать большую лужу. Левая сторона была выше, чем сама дорога, и вес танка пришелся на правую гусеницу. Я вдруг услышал тонкий острый звук, как разрыв струны гитары, и справа от меня сосны рядами начали падать, как будто их мгновенно резала невидимая пила. Танк также начал поворачиваться на одном месте, так как правая гусеница перестала крутиться.

Фильтры для всасывания воздуха.
© artstation.com
Фильтры для всасывания воздуха.

Отопительно-фильтрационная система. В ней используются угольные фильтры, которые установлены впереди и находятся за головой водителя. Система предназначена для очистки воздуха от отравляющих веществ при применении противником химического оружия. Она также подает свежий воздух в башню.

Проблема в самих фильтрах. Редко, но угольные фильтры имеют тенденцию вспыхивать. Давление разрывает банку фильтра и может сжечь весь танк. Это из личного опыта: один из моих танков так сгорел. Мы остановились на короткое время, и я выпустил водителя на пару минут. В тот же момент мы увидели дым, который поднимался из танка. Я лично бросился внутрь, на место водителя, чтобы выключить двигатель. Там в одном метре от меня горел разорвавшийся фильтр. Пламя было высокой температуры, светло-голубое, почти прозрачное, с интенсивностью горения, как в ракетном двигателе.

Электросистема. Есть проблемы с электрикой. У одного из моих танков был случай, когда насос в одном из передних баков сам включился, притом что танк стоял на месте и двигатель не работал. Насос начал перекачивать топливо из полного переднего бака в полный задний бак, и под давлением крышку заднего бака вырвало, и топливо начало выливаться.

Дежурный солдат увидел течь из-под крышки и по глупости открыл ее, при этом гейзер топлива выстрелил ему в лицо, сбив с танка. Солдата пришлось госпитализировать. Насос отключить не смогли, пришлось завести танк и начать жечь топливо. Потом выключили двигатель и дали аккумуляторам разрядиться. Механики заменили насос, но так и не смогли понять, как и почему это случилось.

При потере электроснабжения все усложняется. Это не означает, что танк становится небоеспособным. Башню можно поворачивать вручную, и так же вручную можно настраивать пушку и стрелять.

Пушка стреляет от маленького ручного генератора. Снаряд нуждается в 9-вольтном электричестве, чтобы порох зажегся и снаряд выстрелил. Даже если двигатель танка работает и танк двигается, а электроника в башне вырублена, стрелять можно. Но танк при этом должен остановиться, так как гиростабилизация не работает без электричества.

Дверцы камеры хранения боекомплекта также можно открыть вручную, но они не будут автоматически закрываться и потому представляют угрозу экипажу при попадании в боекомплект.

Кроме того, если долго отсутствует ток, баллистический компьютер теряет настройки и нуждается в перенастройке, которая у опытного стрелка занимает примерно 15 минут.

Аккумуляторы в танках модификации М1 и М1А1 были предназначены для запуска двигателя, так что на них рассчитывать для обеспечения работы внутренних систем нельзя. Заряда хватало минут на десять. Это, конечно, влечет за собой много проблем. Если танк стоит в закрытой огневой позиции и ведет обзор территории, ему нужно включить двигатель. Но из-за высокой температуры самого двигателя танк невозможно скрыть от инфракрасных прицелов самолетов, вертолетов и дронов. Другими словами, месторасположение танка сразу же обнаруживалось.

Чтобы бороться с этой проблемой, в танке М1А2 вмонтировали блок аккумуляторов в клетки за башней. Эти аккумуляторы также заряжались от двигателя, но позволяли башне работать пару часов без двигателя.

В модификации М1А2 СЕП 3 аккумуляторы заменили дизельным генератором. С одной стороны, генераторы позволяют работать башне дольше, чем только от аккумуляторов, но генератор нужно снабжать топливом, которое нужно везти с собой. К тому же генератор выдает инфракрасный след.

При поражении танка в боевых действиях горящее топливо может вылиться в двигатель, что выведет газотурбинный двигатель из строя.

Кстати, у радиосистемы обычно есть свой запасной литиевый аккумулятор.

Интересные факты

Эвакуация из танка возможна только через люк водителя или через верхние два люка. Нижний люк отсутствует. Башня имеет форму чашки и находится словно в чаше. Под башней размещены дополнительные кабели, гидравлика и другие компоненты. Из-за такой конструкции экипаж страдает и несет дополнительные потери в боевых столкновениях.

***

При попадании в камеру хранения боеприпасов, если внутренние баллистические дверцы закрыты, от взрыва тонкие верхние баллистические дверцы отлетают и сила взрыва уходит вверх. В кабине температура поднимается на три градуса Цельсия. Самое выгодное время для удара в эту камеру — это за 3–4 секунды после выстрела. В это время внутренние дверцы будут открыты, так как заряжающий заряжает пушку. Такой удар уничтожит весь танк.

***

Прицел у танка при движении по плоской местности, например в пустыне, видит до 5000 метров даже с прицелами предыдущего поколения. По официальной статистике, видимость прицелов — только до 3500 метров. Далее 1500 метров становится трудно идентифицировать технику. Танки еще различаются, но другую технику определить сложно. На дальности 3000 метров и более любая цель становится просто тепловой точкой. Один из моих сержантов, стрелок, на таком расстоянии убил два иракских танка.

***

Часто у командиров танковых частей проблемы возникают из-за того, что отсутствуют средства на ремонт. У них очень мало средств. Да, в это сложно поверить при таких огромных военных бюджетах Пентагона. Но это так. Деньги пропадают задолго до того, как они доходят до самих частей. Из-за этого многие танки стоят в ожидании денежных средств на закупку деталей. Это не новость, и стало большой проблемой еще в середине 90-х. Кража запчастей из одной части в другую была обычным делом, хотя, конечно, это запрещенная практика.

***

В общем, «Абрамс» — машина мощная, представляет собой грозного оппонента в руках опытного экипажа. Но технологичная неустойчивость при высоких боевых темпах и большое потребление топлива в комбинации с ограничениями мобильности и проблемами при форсировании водных препятствий аннулируют сильные черты машины.

В руках неопытных боевых экипажей и при ограниченных ремонтных ресурсах «Абрамс» становится больше головной болью для владельцев, чем каким-то супероружием.

Реклама
Реклама